tradorter

18.02
10:26

Душа дома живёт, пока в нем живут люди


Вот и закрыта последняя страница романа Эдварда Моргана Форстера "Говардс энд", который, к слову сказать был экранизирован в 1992 году Джеймсом Айвори с участием таких звезд как Эмма Томпсон, Энтони Хопкинс, Хелена Бонэм Картер. Но я всё-таки предпочитаю классику сначала читать. Как известно, Э.М.Форстер - английский романист, в чьих произведениях особое место занимала тема неспособности людей различных социальных групп понять и принять друг друга. Данный роман неспешно и динамично втягивает нас в эдвардианскую эпоху, знаменовавшую собой значительные перемены в жизни общества, когда разнорабочие и женщины стали крайне политизированными. О классовых и социальных различиях, о бедных и богатых написано очень много, но, тем не менее, перед нами оно из достойных произведений. Собственно, перед нами три семейства, находящихся на разных социальных ступенях. Семья Уилкокс - состоятельные англичане, которые богаты, а "значит должны быть безупречны". Они живут в движении, они коллекционируют дома и ни к одному из не привязаны. Исключение составляет Рут Уилкокс, которая является духовной хранительницей Говардс Энда, которая живет красотой и духом данного места.Семья Шлегель - выходцы из Германии, которые живут в достатке, но звезд с неба не хватают. Эта семья представлена в основном женщинами, довольно эмансипированными. В частности это две сестры Хелен и Маргарет Шлегель, образованные и благородные, они желают помогать тем, кто оказался на краю бедности, но имеет тягу к высокому и прекрасному.Леонард Баст со своей супругой - представитель низшего бедного класса, который тянется к высокому и духовному в силу своих возможностей. Дороги трех семейств волею судеб пересекаются. Примечательно, что автор раскрывает самих героев, а также их взаимоотношения через аналогию с домом. Вообще понятие "дом" красной нитью проходит через всё произведение. Начнем с названия романа. Говардс Энд - это усадьба, с описания которой открывается роман. Сад, шершавый вяз, комната за комнатой и читатель погружается в волшебную атмосферу этого места… После смерти Рут Уилкокс, хозяйки и духовной хранительницы Говардс энда, усадьба приходит в определенное запустение. Потому что для остальных членов семьи Говардс Энд это обычный дом. Они отзываются о нем как об "обычной перестроенной ферме с отвратительными цесарками и живой изгородью", да и "жить в нем не очень удобно" и "расположение не самое удачное". Уилкоксы не понимают дух этого места. Когда же семейство узнает, что у Рут было желание завещать дом Маргарет Шлегель, расценивают свою мать как предательницу. Маргарет Шлегель смотрит на Говардс Энд глазами Рут. Через дом и дерево Маргарет постигает истинные человеческие взаимоотношения. Они говорят ей "о надежде, которую обретаешь на этом свете". Для нее дом - это молчаливый свидетель счастливых моментов, у него есть душа. Бедные в этом романе играют не такую важную роль, как мне показалось, это лишь фон для раскрытия остальных героев. Очень хочется привести символичную цитату из этого произведения:"Дома умирают по-разному, уходя в небытие подобно людским поколениям: некоторые — с трагическим грохотом, некоторые — бесшумно, но обретая иное бытие в городах-призраках, а из некоторых душа уходит прежде, чем погибает тело". Что же касается Говардс Энда, то в финале романа действие снова переносится туда, опять эти прекрасные описания, эти же чувства и ощущения. Эта цикличность, использованная автором, имеет определенный смысл: дом живет, пока в нем живут люди, пока они связаны с землей. В нем сходится прошлое и будущее, место и человек приходят к согласию. Это произведение произвело на меня впечатление, оно обязательно должно понравиться любителям классической английской литературы, а также тем, кто любит разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений, проблемах нравственного выбора.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки